Главная » Полезная информация » Типы коносаментов

Типы коносаментов

Коносамент — это документ, выдаваемый судоходной компанией грузоотправителю в подтверждение принятия товара для перевозки. Коносамент подписывается перевозчиком или капитаном судна, а также их агентом, который должен отметить, от имени кого он выступает. На коносаменте должна быть отметка и дата погрузки товара на борт судна. Если коносамент выписывается по приказу грузоотправителя, то последний должен проставить передаточную надпись на обороте этого документа. В коносаменте не должна содержаться ссылка на чартер-партию.

Коносамент выполняет три основные функции:

  • удостоверяет принятие судоходной компанией груза к перевозке;
  • является товаросопроводительным документом, а значит, выдача товара производится судоходной компанией в порту назначения только после предъявления этого документа;
  • свидетельствует о заключении договора морской перевозки.

Если при приемке товара перевозчик не обнаруживает никаких повреждений товара или его упаковки, то он подписывает коносамент, считающийся в таком случае "чистым".

Если были обнаружены какие-либо повреждения, то перевозчик указывает их в коносаменте. Такой коносамент называется "нечистым" или "коносамент с оговорками". В этом случае владелец товара может понести убытки.

По способу передачи права собственности на товары при помощи коносамента различают следующие виды этих документов.

Именной коносамент (straight bill of lading) выписывается на определенного получателя с указанием его наименования и адреса. По такому коносаменту груз в порту назначения выдается указанному получателю или лицу, которому коносамент был передан в установленном порядке.

Ордерный коносамент (to-order bill of lading) содержит указание "приказу отправителя" или "приказу получателя". Он предполагает, что отправитель или получатель могут передать свои права третьему лицу путем проставления на коносаменте передаточной надписи (индоссамента) и вручения его этому лицу. В порту назначения по ордерному коносаменту груз будет выдан отправителю или получателю в зависимости от того, чьему приказу он выдан, или же лицу, указанному в последней из передаточных надписей.  

Коносамент на предъявителя (bearer bill of lading) предполагает, что товар в порту назначения передается любому лицу, его предъявившему.

Коносаменты ордерные и на предъявителя являются оборотными (negotiable bill of lading), то есть дают их держателю возможность распоряжаться товарами, пока они находятся в пути или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Если грузоотправитель намеревается получить оборотный коносамент, он указывает в коносаменте: "приказу имярек". Оборотные коносаменты предпочтительнее в некоторых видах международной торговли, т.к. с их помощью груз тоже фактически становится оборотным.

Оборотная форма коносаментов обычно применяется при торговле зерном, нефтью и прочих товаров, коносаменты на которые в пути продаются и покупаются по цепочке договоров с оговоркой, по которым посредники не принимают товары и только последний покупатель физически получает товары с судна по его прибытии.

На практике чаще применяются необоротные коносаменты (non-negotiable bill of lading), применение которых предполагает, что получатель сам примет товары по прибытии судна.

Коносаменты различаются также в зависимости от особенностей перевозки.

Рейсовый (линейный) коносамент (liner bill of lading) применяется при линейных перевозках товаров на судах, совершающих рейсы по расписанию, для которых в порту назначения имеется зарезервированный причал.

Чартерный (фрахтовый) коносамент (chartered bill of lading) применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках. Чартер или чартер-партия (charter, charter-party) - это договор на перевозку груза трамповым судном. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель). Фрахтователь может заключить договор на перевозку товаров с третьим лицом. Коносамент, оформленный для такой перевозки, должен содержать указание "по чартер-партии", а договор на перевозку - ссылку на контракт о найме данного судна.

Главное различие между линейными и чартерными коносаментами состоит в том, что банки, как правило, отказываются принять чартерный коносамент как действительное предложение по аккредитиву.

Коносаменты могут также быть прямыми и сквозными.

Прямые коносаменты применяются при перевозках от порта до порта.

Сквозные коносаменты (through bill of lading) используются, если морская перевозка составляет только часть общей перевозки, и товары должны перевозиться разными наземными и морскими перевозчиками. В этом случае отправителю обычно удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками, которые должны перевозить груз на последующих стадиях перевозки. Сквозные коносаменты применяются также, когда сама морская перевозка разделена на отдельные стадии, которые разные судовладельцы осуществляют путем перегрузки.

Если судоходная компания осуществляет комбинированные перевозки, она может выдать специальный контейнерный коносамент, который подпадает под действие правил Гаага-Висби. Все контейнерные коносаменты обычно являются не бортовыми (shipped on board), а погрузочными (received for shipment).

Если коносамент включает в себя страховой полис, он является застрахованным коносаментом (insured bill of lading).

Существует и понятие «домашнего» коносамента. Суть его выпуска состоит в том, чтобы максимально оградить грузоотправителя от решения проблем, связанных с предоставлением локального сервиса или необходимостью скрыть информацию о том, какая компания обеспечивает дальнейшую отправку.

«Домашний» коносамент выпускается, к примеру, локальным агентом, когда тот принимает на себя обязательства по закрытию вопросов с морской линией, либо компанией-фрахтователем, которая не считает необходимым ставить клиента в известность по поводу принадлежности судов, перевозящих груз, а также в некоторых иных случаях. «Домашний» коносамент может быть выписан до отхода судна от причала.

«Домашний» коносамент - это договор перевозки, согласно которому экспедитор несет ответственность перед грузовладельцем, а линия несет ответственность перед экспедитором, который в линейном коносаменте является отправителем (получателем).

Выбор соответствующего типа коносамента напрямую зависит от специфики каждой отдельной перевозки.